Урок большой науки для московских школьников

В рамках проекта «Медицинский класс» дети 72 московских школ углубленно изучают естественные науки и готовятся к поступлению в медицинские вузы. Симбиоз научного образования и возможности реализации школьных проектов на практике играет ключевую роль в выборе профессии и подготовке будущих ученых для отечественной медицины уже с детства.

В 2012 г. Правительство РФ утвердило Комплексную программу развития биотехнологий до 2020 г., которая включает создание инфраструктуры по целому ряду подразделов, в том числе биомедицине и биофармакологии. Планируется, что к 2020 г. доля биотехнологий должна составить около 1% от ВВП страны, к 2030 г. — 3%. Биотехнологическая компания Amgen — активный участник этого процесса и стала первопроходцем в просвещении этой наукой школьников и преподавателей.

Наука стремительно развивается: чем раньше школьник определится с выбором профессии, тем больше шансов у него преуспеть в этой сфере. Поэтому готовить «ученых будущего» необходимо уже со школьной скамьи. Именно на этом этапе, когда ребенок уже ищет свое призвание, нужно приоткрыть ему дверь в мир биотехнологий. С 2016 г. Amgen реализует в России проект «Биотехнология как профессия будущего». Компания знакомит российских школьников и учителей с биотехнологиями, а также рассказывает им о перспективах, которые открываются ученым в этой области. Цель проекта — создание образовательной и практической платформы для школьников и преподавателей, объединение неравнодушных к биотехнологиям, медицинской биологии, биофизике и биохимии людей.

В московской школе № 2098 19 октября ученики познакомились с уникальной профессией будущего и примерили на себя роль настоящих ученых — биотехнологов.

«День биотехнологий» — это новый формат общения с подрастающим поколением. В актовом зале школы собралось более 150 человек: учащиеся 8—11 классов, которые уже решили реализовать себя в области медицины; учителя столичных школ; а также ученые из ведущих научных учреждений нашей страны. Мероприятие было поддержано Московской городской думой, инновационной фармотраслью, в нем приняли активное участие директора и педагоги московских школ.

Школа № 2098 одной из первых начала внедрять у себя новые образовательные технологии в 2015 г. По словам директора школы Надежды Перфиловой, к настоящему моменту образовательное учреждение имеет все ресурсы для качественной подготовки слушателей медицинских и биологических вузов. Профильные классы оснащены современной медтехникой и лабораторным оборудованием, учащиеся проходят практику и мастер-классы в медицинских учреждениях города, слушают лекции в вузах.

«Наши ученики хорошо понимают, в какую профессию они идут. После обучения в медицинских классах значительно легче поступить в университет — московские вузы с удовольствием принимают наших школьников», — отметила Надежда Перфилова.

Слова директора поддержал представитель законодательной власти — депутат Московской городской думы Александр Семенников. Он отметил, что Москва стремится воспитать и сохранить квалифицированные кадры, поэтому на образование выделяется 12—13% городского бюджета, что в несколько раз превышает установленный ЮНЕСКО минимум на финансирование образования. Биотехнология, по мнению депутата, — одно из самых передовых направлений, которое может кардинально изменить существование человека. В этой связи подготовка кадров для новых высокотехнологичных, интеллектуальных отраслей становится неотъемлемой частью государственной политики, и начинать ее надо именно со школьной скамьи.

«Чтобы стать активным участником этого процесса, необходимо принести большую науку за школьные парты, дать возможность детям и подросткам получить опыт экспериментальной работы, посмотреть на биологию, медицину с разных сторон и выбрать свой уникальный путь», — отметил генеральный директор компании Amgen в России и СНГ Олег Парошин.

Прикоснуться к прикладному аспекту биотехнологий ребятам помогли известные ученые. Популяризатор науки, проф., зав. лабораторией Института биологии гена РАН Галина Павлова рассказала об эволюции биотехнологических исследований, а также о практическом применении биотехнологий во всех областях жизни: от медицины до сельского хозяйства.

Ученый-генетик, медицинский советник компании Amgen Антон Карпов подготовил для школьников научный стендап о чудесах биологии, которые облегчают жизнь человека. На практических примерах он рассказал ребятам о переносе генов и объяснил, как работают антитела-иммуноглобулины: они блокируют возбудителей болезни и способны стать «почтальонами», которые переносят лекарство напрямую к больному участку организма.

На практических занятиях «Дня биотехнологий» подростки перевоплотились в генных инженеров и биоинформатиков. Как рассказал Руслан, ученик 10 класса, «мы разрезали ДНК, добавляли красители и делали электрофорез в агарозном геле — это было необычно и очень интересно, мне все понравилось. Такая практика для меня — это что-то новое, никогда такого не делал, потому что раньше была только теория».

«Создать биотехнологическую индустрию, которая через 10—15 лет окажется конкурентной и не будет, по большому счету, отличаться от современных биотехнологических предприятий Западной Европы, США, — это абсолютно реальная и выполнимая задача, — подвел итог мероприятия Олег Парошин. — Если сейчас начать вложения в биологические инновации, то через какое-то время здесь сложится среда, в которой сегодняшние школьники могут создавать новые прорывные технологии, молекулы именно на российских предприятиях».

По мнению представителей компании Amgen, необходимо идти по пути комплексного развития биотехнологических знаний — формировать сообщества, объединенные одной идеей, которые в будущем дадут российской науке и фармотрасли профессионалов. «Сегодня много говорят о локализации иностранных фармкомпаний и их вкладе в российскую экономику. Но нет смысла лишь в переносе производства готовых препаратов в Россию. Более дальновидно — использовать большой научно-исследовательский опыт западных компаний для создания у нас в стране биотехнологической среды, в которой люди могли бы обмениваться информацией и заниматься наукой. Тогда мы сможем заполнить вакуум, который имеем в области медицинских биотехнологий, и, возможно, уже через 10 лет у нас будет своя биотехнологическая наука и специалисты, которые смогут создать реально российские инновационные биомолекулы».

В 70-е гг. школьники в гаражах паяли компьютеры и из них выросли Биллы Гейтсы и Стивы Джобсы. Сегодня мы видим другого героя — 16-летнего исследователя с пипеткой в руках. Они создают новые модицифированные организмы, экспериментируют… Кто-то называет это биохакингом, кто-то — современной биологией. Появится ли в России такой же пытливый
школьник с пипеткой в руках?

Источник публикации: Amgen

Источник: pharmvestnik.ru

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *